Очень жаркий выдался вторник прошлой неделе в Москве. Ренат Галиев, начальник отдела управления сервисами NSP, представил свою версию развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в России. А именно, как правильно пользоваться зарядными станциями и ошибки пользователей, которые приводят к печальным последствиям. Действительно, подобные темы не любят поднимать в обществе и в целом таки проблемы «решают в тишине». Но молчание о проблемах и скрытие фактов окажут лишь медвежью услугу всем участникам рынка.
Главные тезисы выступления:
Статистика:
По официальным данным прирост электромобилей в 2022 году увеличился в 3 раза, а доля продаж новых электромобилей в феврале 2023 г. достигла 1%. Для сравнения, в феврале 2022 г. на них приходилось всего 0,3%. Естественно, такой бурный рост спровоцировал тот ажиотаж, который крутится вокруг этой темы.
Люди тренда. Новый вид электромобилистов:
Эта категория начала приобретать электромобили в момент бурного роста и рекламы. И, как правило, мнение о самом агрегате у них строится на основании слов продавца или рекламы. Образ электротранспорта стал идеализироваться — нет техобслуживания, нет транспортного налога, бесплатные парковки. Зарядил и поехал. Но это тот же девайс со своими индивидуальными проблемами. Никого же не удивляют отзывные компании у ДВС, это стало нормальной практикой, чтобы исправить то, что упустили при производстве. Электромобили — это то же самое. Даже те, кто продают электромобили, не знают о многих нюансах своего продукта. Автомобили с пробегом — это вообще отдельная история.
Опасная экономия
Так же большая проблема связана с экономией на переходниках для зарядки и в целом на покупке электромобиля. Экономия в этом случае не всегда играет на руку, а может привести лишь к печальным последствиям. Именно с этим мы сталкиваемся довольно часто, когда пользователь приезжает на зарядку.
Мы производим зарядные станции, а не электромобили.
Нам приходится не только разбираться в своей технике, но и разбираться в электромобилях, что уже в корне неправильно. По крайне мере, пользователь считает именно так, что мы знаем все о его покупке, и становится весьма разочарованным, что его машину наша станция не заряжает.
Идеальный пользователь — это тот, который не пишет в поддержку.
Почему во всех чатах только негатив?
Чаты и созданы для того, чтобы пользователь пришел с проблемой и решил ее. А положительные зарядные сессии не освещаются. Говоря простым языком, если все хорошо, то зачем писать. С одной стороны, открытое общение — зло для бренда, с другой стороны, помогает решать проблемы здесь и сейчас. Но многие заблуждаются и воспринимают всю информацию в целом, как о плохом производителе.
Статистика технической поддержки за 2022 год
Все сообщения, которые приходят к нам, мы учитываем и собираем собственную статистику. Итак, статистика за 2022 год выглядит примерно таким образом:
- За 2022 год мы выполнили более 17000 зарядных сессий, при этом из этой статистики мы исключаем зарядки до 10 кВт за сессию. А обращений в техническую поддержку было всего 1527.
- 70% обращений решались в режиме реального времени. Из которых, 30% были просто консультацией о том, как правильно заряжаться.
Обслуживание станций убивает логистика
Мне, как энергетику, все ясно, но я хочу обратить особое внимание на то, что зарядная станция — это электрическая установка. Я знаю все нюансы ее обслуживания и пользования. Памятников ЭЗС уже достаточное количество, а чтобы их не становилось больше, необходимо постоянное техническое обслуживание, начиная с обычного осмотра и заканчивая капитальным ремонтом.
Если строить математическую модель, сложив все затраты воедино, окупаемость действительно пока за горами. По нашему опыту, окупаемость станции убивает логистика, так как наши станции расположены от Сочи до Улан-Удэ, и количество новых установок только растет. Да, нам приходится 80% станций обслуживать своими силами, так как мы столкнулись с проблемой поиска потенциальных обслуживающих организаций. Сейчас эта ниша во многих регионах свободна, поэтому призываем энергетические организации, широко представленные в регионе, подключаться к теме электромобилей и зарядных станций. Мы уверены, что заработать на этой теме можно. Пусть небольшие пока деньги, но, так сказать, перспектива на будущее.
Закупочная стоимость электроэнергии тормозит процесс развития
Продолжу мысль о математической модели и окупаемости. Пока реально выгоднее устанавливать медленные станции. Во-первых, они дешевле, во-вторых, проще в обслуживании. Однако развитие медленных зарядок — это вовсе не развитие качественной инфраструктуры. Мы опять же понимаем, что в цене зарядной сессии мы обязаны учитывать все факторы, в том числе и заложить затраты на амортизацию и обслуживание. И по факту мы сейчас получаем такую картину.
Если сложить закупочную стоимость электроэнергии, стоимость самой станции и технического присоединения, стоимость эквайринга, амортизацию, то себестоимость услуги по зарядной станции выходит порядка 12–13 рублей за киловатт. Бизнес должен зарабатывать, иначе смысл работать ради работы, поэтому при таких условиях отпускная цена в идеале должна быть равной 30–35 рублям за киловатт. Мы не можем себе позволить ставить такую цену, так как к нам никто не приедет. Поэтому в своем регионе мы вынуждены сделать стоимость не больше 15–16 рублей. Отмените льготы транспортного налога (а в Татарстане их никогда не было), отнимите остальные льготы, и получается, что во владении электромобилем выгоды никакой не остается. А все наши труды на развитие инфраструктуры пойдут прахом банально из-за отсутствия потребителей. Выгода владения сохраниться только в условиях домашней зарядки. Мы считаем, что пора рассмотреть льготу на закупочную стоимость электроэнергии организациям, оказывающим подобные услуги. Таким образом можно сыграть на балансе разницы и повысить окупаемость именно быстрой зарядной станции, что, в свою очередь, положительно повлияет на развитие данной отрасли в целом, так как частный бизнес до сих пор смотрит скептически или вовсе разочаровывается и не стремится вкладывать свои деньги. Выгодно производить и продавать электромобили, а вот заряжать и содержать, увы, пока нет.